Патриархия.Ру
Отдел внешних церковных связей РПЦ
Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ
Портал Православие.Ру
Белгородская и Старооскольская епархия РПЦ МП
Преображенский кафедральный собор г.Белгорода

 

Архипастырское служение в день Торжества Православия

DSC_22525 марта, в праздник Торжества Православия, Божественную литургию святого Василия Великого в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии совершил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн.
 

Преосвященному владыке сослужили: Благочинный первого Белгородского округа протоиерей Олег Кобец, Благочинный прихода протоиерей Сергий Колий, иерей Георгий Тренис, клирики прихода.
 
По окончании чтения Евангелия митрополит Иоанн обратился с архипастырским словом к верующим:

Сегодняшнее воскресенье именуется воскресеньем торжества Православия, торжества правильной Веры, торжества Церкви. А что такое Церковь? Если мы переведем греческое слово Экклесия, что обозначает Церковь по-русски, то в буквальном переводе это будет означать собрание. То есть люди, собравшиеся вместе, именуются Церковью. А вот здание, в котором они собираются, называется храмом. Очень часто люди  путают понятие храма и понятие Церкви. Церковь – это установление Божие, это собрание объединенных единой верой во Христа людей. А главою этого собрания является сам Христос. И в только что услышанных евангельских словах мы с вами открываем некую тайну Церкви. Когда говорится об Ангелах, восходящих и нисходящих с неба, то это говорится о том значении, которое имеет Церковь для человеческого рода. Потому что, где собраны двое или трое во имя Христа, там и Христос среди них. Так говорил Господь. И когда двое или трое просят о чем либо,  то это обязательно исполняется.

Церковь – это богочеловеческий организм. Мы с вами как тело этого организма, а Глава – Христос. Поэтому все, что происходит в Церкви – происходит по воле Божией, и каждый из нас получает здесь свой дар исцеления, дар учительства, дар прозрения. Все эти дары даются нам как некое нисхождение Ангельского мира во время богослужения. Почему это происходит?  Когда мы совершаем Таинственные молитвы в алтаре, то мы призываем Ангельские чины сослужить нам Божественную литургию. И в это время Ангелы нисходят с Неба, и Церковь становится Небом на земле. И здесь совершается Таинство благодатию Христовой. Потому что Христос установил Таинство Крещения, Евхаристии для того, чтобы каждый из нас имел бы возможность приобщиться к Небу, к будущему нашему Небесному граду. И вот Церковь наша – это Небо на земле, где во время совершения Божественной литургии Ангелы сослужат священнослужителям и находятся среди нас. Отсюда благодатное чувство, которое охватывает нас. Отсюда мир и спокойствие, когда мы словно выходим за условности окружающего нас мира, когда мы словно исчезаем для всех проблем. Потому что Небо зовет нас, и душа наша открывается. А восходят Ангелы с нашими просьбами. Они слышат наше сердце, о чем мы просим. Ведь не случайно мы к Святым обращаемся, к своим Небесным покровителям, к Ангелам-хранителям. Для чего? Для того чтобы они предстательствовали за нас. И вот, когда мы слышим о восходящих  и нисходящих Ангелах, - это мы слышим о Церкви, как вместилище, с одной стороны, всех человеческих грехов, когда на исповеди мы приносим Христу покаяние, с другой стороны, мы здесь исцеляемся.  Значит, благодатная сила Любви делает Церковь врачебницей. И эта врачебница всех нас освобождает от тяжких болезней души нашей. Вот это предназначение Церкви самое главное. И не надо Церковь воспринимать как социальный институт, как часто это бывает, когда пытаются измерить влияние Церкви на этот мир: сколько процентов ходит, кто как ходит, активный человек прихожанин или не активный. Кто знает сердце человеческое кроме Бога? Да никто! Поэтому как можно внешне судить о Церкви, когда её предназначение совершенно другое, - это Небо на земле, лестница, по которой мы восходим в Царствие Небесное. И Церковь, как установление Божие, является для всех нас ограждающей, очищающей, спасающей, торжествующей. Потому что Господь однажды и навсегда уничтожил смерть Своею смертию, и воскрес. И в этом торжество Церкви. И когда мы с вами в каких-то трудных жизненных ситуациях находимся и думаем, что это катастрофа, уже ничего не изменить, - все изменится в Царствии Небесном. И нужно всегда придти в Церковь, которая есть и лечебница, и торжествующая Церковь. Потому что мы проповедуем Христа распятого и воскресшего. И вот это Воскресение Христово является для всех нас залогом нашего будущего воскресения. И какие бы испытания не были в этом земном мире, они рассеются как утренний туман, когда мы предстанем пред Господом. И если мы были со Христом, а Господь прочитает наше сердце, все то, что мы не могли открыть на земле, то Он примет нас, если сердце наше будет наполнено любовью.

Праздник Торжества Православия был установлен в честь победы над иконоборцами, которые пытались лишить Церковь видимых изображений Святых. Но мы поклоняемся в иконе не материалу, не краскам, а Первообразу. И свое почитание мы переносим на Первообраз, то есть с Кого была написана икона. Поэтому очень важно защищать Церковь, когда пытаются сказать, что мы идолопоклонники, и поклоняемся иконам. А ведь икона – это окно из мира земного в мир Небесный. И это окно открывается каждый раз, когда мы обращаемся к Святому. Ведь Ангелы нисходят и восходят. И сейчас Ангелы снизошли сюда, к нам, во  время совершения Божественной литургии, и находятся среди нас невидимо, но они видят наши сердца. И Господь в окружении Ангелов здесь присутствует, потому что мы совершаем установленное Им Таинство Благодарения, Таинство Евхаристии.

Возлюбленные о Господе братия и сестры! Мы с вами завершили Первую седмицу Великого поста и продолжаем путь Духовной весны, цель которого, - Светлое Христово Воскресение. И сегодняшнее воскресенье - день Торжества Православия. А слово Православие означает правильно славить Бога. Мы с вами должны не сбиться с этой дороги. Потому что, если отклоняешься от пути истинного, то обязательно уходишь в небытие, где диавол, враг рода человеческого, обязательно уловляет душу человеческую, потому что он ненавидит человека, он завидует человеку. И мы с вами должны помнить, что правильно славить Бога, - значит любить Его. Невозможно познать Бога разумом, потому что христианство невозможно понять, оно не подзаконно. Ведь кто первый вошел в Рай? Разбойник. А почему не Иоанн Предтеча? И вот так можно долго спрашивать. Господь спасает нас Своею Благодатию, а не Закон. И поэтому Благодатию Христовой мы с вами спасаемся. Но, чтобы Благодать пришла к нам в сердце, нужно очистить сердце, для того, чтобы в нем было место для Христа. И тогда мы обретем мир, о котором пели Ангелы во время рождения Христа: «Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!» Поздравляю всех нас с Торжеством православия! Правильно веруйте, и спасемся! Аминь.